В соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах обеспечение верховенства закона и дальнейшее реформирование судебно-правовой системы являются одним из приоритетных направлений дальнейшего развития нашего государства. В данном документе гарантии надежной защиты прав и свобод граждан, повышение уровня их доступа к правосудию, эффективности и качества судопроизводства закреплены в качестве ключевых направлений реформ, проводимых в судебно-правовой сфере. 

Принятие указов Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан» и «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан» стало важным шагом в реформировании судебно-правовой системы, а также ознаменовало переход государственной политики в данной сфере на качественно новый уровень. Создан единый высший судебный орган, специализированные суды, в частности, экономические и административные. Усовершенствован процесс подбора и назначения судейских кадров. 

В целях обеспечения исполнения Закона Республики Узбекистан от 12 апреля 2017 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О судах», Гражданский процессуальный и Хозяйственный процессуальный кодексы Республики Узбекистан Верховным судом Республики Узбекистан был подготовлен и внесен ряд законопроектов в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 

На очередном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, состоявшемся 19 октября 2017 года, депутаты рассмотрели в первом чтении данные проекты законов. 

Депутаты начали свою работу с рассмотрения проекта Закона «Об утверждении Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан». В проекте кодекса предусмотрены все последние нововведения, включая современные инновационные методы работы судов, вопросы аудио- и видеофиксации судебного заседания. Кроме того, предлагается расширить перечень лиц – участников экономического судопроизводства. Вводятся главы, предусматривающие порядок рассмотрения дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и арбитражей, а также дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение. В целях обеспечения оперативного рассмотрения споров изменится общее правило подсудности. Так, иски к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предъявляются в суд по месту их регистрации. Вводится новая глава, посвященная примирительным процедурам. 

Затем рассмотрен проект Закона «Об утверждении Кодекса Республики Узбекистан об административном судопроизводстве». Депутаты отметили, что данным законопроектом предусматривается унификация положений актов законодательства, регламентирующих порядок производства по спорам, вытекающим из публично-правовых отношений между государственными органами и их должностными лицами, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, организациями – с другой стороны. 

На сегодня, как подчеркнули участники заседания, особую актуальность и значимость приобретает идея создания нормативно-правового акта, призванного унифицировать положения актов законодательства, регламентирующих отношения в области административного судопроизводства. 

В ходе рассмотрения проекта Закона «Об утверждении Гражданского процессуального Кодекса Республики Узбекистан» депутатами отмечалось, что изменена структура ГПК. Она изложена в более удобной форме и логической последовательности. С целью восполнения имеющихся правовых пробелов более детально урегулирован процессуальный порядок гражданского судопроизводства. В ходе подготовки проекта ГПК изучено гражданско-процессуальное законодательство зарубежных государств, в частности Германии, Франции и ряда стран СНГ. 

Также было отмечено, что в проекте предусматривается новый порядок рассмотрения заявлений о принесении протеста в порядке надзора, в соответствии с которым принятие такого заявления или отказ в его рассмотрении в порядке надзора решается на основании определения судьи, с которым может не согласиться председатель Верховного суда или его заместители. В таком случае дело будет передано в суд надзорной инстанции для рассмотрения заявления. 

Предусматриваемые изменения и дополнения в ГПК в будущем позволят предотвратить случаи неоднократного рассмотрения дела в судах первой инстанции, что в свою очередь обеспечит надежную защиту нарушенных прав сторон гражданского дела. 

Депутатами отмечено, что рассмотренные в первом чтении данные проекты законов направлены на дальнейшее обеспечение подлинной независимости, повышение эффективности деятельности и авторитета судебной власти, совершенствование структуры судов. 

В целом в ходе заседания, прошедшего в духе заинтересованной дискуссии, депутатскими объединениями высказаны позиции по рассмотренным законопроектам, которые были приняты в первом чтении. 

На заседании также рассмотрены другие вопросы, относящиеся к полномочиям Законодательной палаты Олий Мажлиса.