Указ Президента Республики Узбекистан

В целях формирования благоприятных условий для активного привлечения иностранных и отечественных инвестиций к реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие фармацевтической отрасли республики, насыщение отечественного рынка лекарственных средств высококачественными препаратами отечественного производства, с учетом уникальных условий выращивания лекарственного растительного сырья, организации его глубокой переработки и выпуска фармацевтической продукции с высокой добавленной стоимостью, а также комплексного и эффективного использования производственного и ресурсного потенциала Республики Каракалпакстан, Джизакской, Наманганской, Сырдарьинской, Сурхандарьинской и Ташкентской областей, создания на этой основе новых рабочих мест и повышения доходов населения республики: 

1. Принять предложение Министерства экономики, Министерства внешней торговли, Министерства финансов, Министерства здравоохранения, Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям, ГАК «Узфармсаноат», Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов Джизакской, Наманганской, Сырдарьинской, Сурхандарьинской и Ташкентской областей о создании свободных экономических зон: «Нукус-фарм», «Зомин-фарм», «Косонсой-фарм», «Сирдарё-фарм», «Бойсун-фарм», «Бустонлик-фарм» и «Паркент-фарм» (далее – СЭЗ «Нукус-фарм», СЭЗ «Зомин-фарм», СЭЗ «Косонсой-фарм», СЭЗ «Сирдарё-фарм», СЭЗ «Бойсун-фарм», СЭЗ «Бустонлик-фарм» и СЭЗ «Паркент-фарм»). 

2. Определить основными задачами и направлениями деятельности СЭЗ «Нукус-фарм», СЭЗ «Зомин-фарм», СЭЗ «Косонсой-фарм», СЭЗ «Сирдарё-фарм», СЭЗ «Бойсун-фарм», СЭЗ «Бустонлик-фарм» и СЭЗ «Паркент-фарм»: 

обеспечение комплексного и эффективного использования производственного и ресурсного потенциала Республики Каракалпакстан, Джизакской, Наманганской, Сырдарьинской, Сурхандарьинской и Ташкентской областей в части выращивания лекарственного растительного сырья в особых природных условиях для последующей его переработки; 

привлечение прямых иностранных инвестиций и отечественных инвесторов для создания современных производств по выпуску фармацевтической продукции и лекарственных средств с высокой добавленной стоимостью, в первую очередь на базе лекарственных веществ (субстанций) и лекарственного растительного сырья, произведенных на созданных в установленном порядке плантациях; 

создание новых современных производств и мощностей по переработке лекарственного растительного сырья и производству лекарственных средств, изделий медицинского назначения, вспомогательных и упаковочных материалов; 

углубление процессов локализации производства фармацевтической продукции на базе местного лекарственного растительного сырья и материалов на основе установления тесных кооперационных связей и развития промышленной кооперации между организациями свободных экономических зон и в целом республики; 

создание научно-исследовательских центров по изучению интродукции и культивированию лекарственного растительного сырья с опытно-экспериментальными лабораториями. 

3. Установить, что: 

срок функционирования СЭЗ «Нукус-фарм», СЭЗ «Зомин-фарм», СЭЗ «Косонсой-фарм», СЭЗ «Сирдарё-фарм», СЭЗ «Бойсун-фарм», СЭЗ «Бустонлик-фарм» и СЭЗ «Паркент-фарм» составляет 30 лет с возможностью его последующего продления; 

в течение срока функционирования на территориях СЭЗ «Нукус-фарм», СЭЗ «Зомин-фарм», СЭЗ «Косонсой-фарм», СЭЗ «Сирдарё-фарм», СЭЗ «Бойсун-фарм», СЭЗ «Бустонлик-фарм» и СЭЗ «Паркент-фарм» действуют особые налоговый, таможенный и валютный режимы. 

4. Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок создать дирекции СЭЗ «Нукус-фарм», СЭЗ «Зомин-фарм», СЭЗ «Косонсой-фарм», СЭЗ «Сирдарё-фарм», СЭЗ «Бойсун-фарм», СЭЗ «Бустонлик-фарм» и СЭЗ «Паркент-фарм» и принять постановление по организации их деятельности, с утверждением уставов дирекций СЭЗ «Нукус-фарм», СЭЗ «Зомин-фарм», СЭЗ «Косонсой-фарм», СЭЗ «Сирдарё-фарм», СЭЗ «Бойсун-фарм», СЭЗ «Бустонлик-фарм» и СЭЗ «Паркент-фарм». 

5. Утвердить обновленный состав Административного совета свободных экономических зон согласно приложению №1. 

Возложить на обновленный Административный совет свободных экономических зон функции по администрированию СЭЗ «Нукус-фарм», СЭЗ «Зомин-фарм», СЭЗ «Косонсой-фарм», СЭЗ «Сирдарё-фарм», СЭЗ «Бойсун-фарм», СЭЗ «Бустонлик-фарм» и СЭЗ «Паркент-фарм». 

6. Образовать Комиссию по организации деятельности вновь создаваемых свободных экономических зон «Нукус-фарм», «Зомин-фарм», «Косонсой-фарм», «Сирдарё-фарм», «Бойсун-фарм», «Бустонлик-фарм» и «Паркент-фарм» в составе согласно приложению №2. 

Возложить на Комиссию по организации деятельности вновь создаваемых свободных экономических зон координацию разработки и реализации предусмотренного настоящим Указом комплекса мер по обеспечению эффективного использования производственного и ресурсного потенциала Республики Каракалпакстан, Джизакской, Наманганской, Сырдарьинской, Сурхандарьинской и Ташкентской областей по выпуску фармацевтической продукции и лекарственных средств с высокой добавленной стоимостью. 

7. В целях оказания практической помощи в реализации всего комплекса работ по организации деятельности свободных экономических зон по выпуску фармацевтической продукции и лекарственных средств создать территориальные рабочие группы в Республике Каракалпакстан, Джизакской, Наманганской, Сырдарьинской, Сурхандарьинской и Ташкентской областях по типовому составу согласно приложению №2а. 

8. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам Джизакской, Наманганской, Сырдарьинской, Сурхандарьинской и Ташкентской областей в месячный срок обеспечить в установленном порядке: 

совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Государственным комитетом Республики Узбекистан по архитектуре и строительству, Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, с учетом максимальной обеспеченности внешней инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктурой, определение границ и предоставление земельных участков для включения в состав СЭЗ «Нукус-фарм», СЭЗ «Зомин-фарм», СЭЗ «Косонсой-фарм», СЭЗ «Сирдарё-фарм», СЭЗ «Бойсун-фарм», СЭЗ «Бустонлик-фарм» и СЭЗ «Паркент-фарм»; 

определение земельных участков и последующее их предоставление для создания плантаций по выращиванию лекарственного растительного сырья. 

9. Распространить на участников СЭЗ «Нукус-фарм», СЭЗ «Зомин-фарм», СЭЗ «Косонсой-фарм», СЭЗ «Сирдарё-фарм», СЭЗ «Бойсун-фарм», СЭЗ «Бустонлик-фарм» и СЭЗ «Паркент-фарм» действие пунктов 3, 4 и 5 Указа Президента Республики Узбекистан от 26 октября 2016 года №УП-4853 «О дополнительных мерах по активизации и расширению деятельности свободных экономических зон». 

10. Освободить дирекции СЭЗ «Нукус-фарм», СЭЗ «Зомин-фарм», СЭЗ «Косонсой-фарм», СЭЗ «Сирдарё-фарм», СЭЗ «Бойсун-фарм», СЭЗ «Бустонлик-фарм» и СЭЗ «Паркент-фарм» от уплаты налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды на весь период их функционирования. 

11. ГАК «Узфармсаноат», Министерству здравоохранения совместно с Министерством сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан, Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами Джизакской, Наманганской, Сырдарьинской, Сурхандарьинской и Ташкентской областей в двухмесячный срок разработать и внести на утверждение в Административный совет свободных экономических зон целевую Программу по созданию промышленных плантаций и перечень конкретных видов лекарственных растений, рекомендуемых для выращивания, с последующей организацией глубокой переработки и производства лекарственных средств и биологически активных добавок на территориях СЭЗ «Нукус-фарм», СЭЗ «Зомин-фарм», СЭЗ «Косонсой-фарм», СЭЗ «Сирдарё-фарм», СЭЗ «Бойсун-фарм», СЭЗ «Бустонлик-фарм» и СЭЗ «Паркент-фарм». 

12. Академии наук Республики Узбекистан, Министерству здравоохранения Республики Узбекистан совместно с Ташкентским фармацевтическим институтом на системной основе предоставлять ГАК «Узфармсаноат» и другим заинтересованным министерствам и ведомствам перечни лекарственных растений для создания промышленных плантаций исходя из почвенно-климатических условий областей, а также результаты новых научных исследований в области разработки лекарственных веществ (субстанций) и лекарственных средств на основе использования отечественного лекарственного растительного сырья. 

13. ГАК «Узфармсаноат» совместно с Министерством экономики, Министерством внешней торговли, Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами Джизакской, Наманганской, Сырдарьинской, Сурхандарьинской и Ташкентской областей, инициаторами инвестиционных проектов в двухмесячный срок сформировать и внести на утверждение в Административный совет свободных экономических зон перечень инвестиционных проектов, предлагаемых для реализации на территориях СЭЗ «Нукус-фарм», СЭЗ «Зомин-фарм», СЭЗ «Косонсой-фарм», СЭЗ «Сирдарё-фарм», СЭЗ «Бойсун-фарм», СЭЗ «Бустонлик-фарм» и СЭЗ «Паркент-фарм». 

14. Рекомендовать АКБ «Асака» и другим коммерческим банкам: 

выделять кредиты за счет собственных ресурсов и иностранных кредитных линий, привлеченных без предоставления государственной гарантии Республики Узбекистан, для софинансирования инвестиционных проектов, предлагаемых к реализации на территориях СЭЗ «Нукус-фарм», СЭЗ «Зомин-фарм», СЭЗ «Косонсой-фарм», СЭЗ «Сирдарё-фарм», СЭЗ «Бойсун-фарм», СЭЗ «Бустонлик-фарм» и СЭЗ «Паркент-фарм», а также хозяйствующим субъектам и фермерским хозяйствам – для создания плантаций по выращиванию лекарственного растительного сырья; 

при недостаточности или отсутствии залогового обеспечения у инициаторов инвестиционных проектов обеспечивать поставку технологического оборудования в лизинг. 

15. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерству жилищно-коммунального обслуживания, Государственному комитету Республики Узбекистан по автомобильным дорогам, АО «Узбекэнерго», АК «Узтрансгаз» обеспечить гарантированную подводку к территориям СЭЗ «Нукус-фарм», СЭЗ «Зомин-фарм», СЭЗ «Косонсой-фарм», СЭЗ «Сирдарё-фарм», СЭЗ «Бойсун-фарм», СЭЗ «Бустонлик-фарм» и СЭЗ «Паркент-фарм», а также к производственным площадкам их участников соответствующей внешней дорожно-транспортной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры. 

16. Министерству экономики Республики Узбекистан совместно с: 

Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям, Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерством жилищно-коммунального обслуживания, Государственным комитетом по архитектуре и строительству, Государственным комитетом по автомобильным дорогам, ГАК «Узфармсаноат», АО «Узбекэнерго», АК «Узтрансгаз», АО «Узбекистон темир йуллари», Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами Джизакской, Наманганской, Сырдарьинской, Сурхандарьинской и Ташкентской областей в трехмесячный срок внести на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан Программу опережающего развития дорожно-транспортной, инженерно-коммуникационной и производственной инфраструктуры на территориях СЭЗ «Нукус-фарм», СЭЗ «Зомин-фарм», СЭЗ «Косонсой-фарм», СЭЗ «Сирдарё-фарм», СЭЗ «Бойсун-фарм», СЭЗ «Бустонлик-фарм» и СЭЗ «Паркент-фарм»; 

Министерством финансов Республики Узбекистан, Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям ежегодно при формировании параметров Инвестиционной программы Республики Узбекистан на предстоящий год предусматривать в них лимиты капитальных вложений и выделение необходимых централизованных инвестиций для развития транспортной, производственной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры СЭЗ «Нукус-фарм», СЭЗ «Зомин-фарм», СЭЗ «Косонсой-фарм», СЭЗ «Сирдарё-фарм», СЭЗ «Бойсун-фарм», СЭЗ «Бустонлик-фарм» и СЭЗ «Паркент-фарм» на основании разработанных и утвержденных в установленном порядке генеральных планов этих свободных экономических зон. 

17. Согласиться с предложениями Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству об определении: 

заказчиками по разработке генеральных планов, а также по строительству и реконструкции дорожно-транспортной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры СЭЗ «Нукус-фарм», СЭЗ «Зомин-фарм», СЭЗ «Косонсой-фарм», СЭЗ «Сирдарё-фарм», СЭЗ «Бойсун-фарм», СЭЗ «Бустонлик-фарм», СЭЗ «Паркент-фарм» – соответственно, инжиниринговые компании «Служба единого заказчика» Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов Джизакской, Наманганской, Сырдарьинской, Сурхандарьинской и Ташкентской областей; 

генеральной проектной организацией по разработке генеральных планов СЭЗ «Нукус-фарм», СЭЗ «Зомин-фарм», СЭЗ «Косонсой-фарм», СЭЗ «Сирдарё-фарм», СЭЗ «Бойсун-фарм» – ГУП «УзшахарсозликЛИТИ»; 

генеральной проектной организацией по разработке генеральных планов СЭЗ «Бустонлик-фарм» и СЭЗ «Паркент-фарм» – ГУП «ТошкентбошпланЛИТИ». 

18. ГУП «УзшахарсозликЛИТИ» и ГУП «ТошкентбошпланЛИТИ» в трехмесячный срок разработать и, по согласованию с Административным советом свободных экономических зон, внести на утверждение генеральные планы СЭЗ «Нукус-фарм», СЭЗ «Зомин-фарм», СЭЗ «Косонсой-фарм», СЭЗ «Сирдарё-фарм», СЭЗ «Бойсун-фарм», СЭЗ «Бустонлик-фарм» и СЭЗ «Паркент-фарм» в установленном законодательством порядке. 

19. АО «Узбекистон темир йуллари», Узбекскому агентству автомобильного и речного транспорта, Государственному таможенному комитету Республики Узбекистан в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по созданию логистических центров и таможенных постов на территориях СЭЗ «Нукус-фарм», СЭЗ «Зомин-фарм», СЭЗ «Косонсой-фарм», СЭЗ «Сирдарё-фарм», СЭЗ «Бойсун-фарм», СЭЗ «Бустонлик-фарм» и СЭЗ «Паркент-фарм». 

20. Установить плату за заготовку (сбор) дикорастущих растений, взимаемую с юридических и физических лиц, в размере 50 процентов от установленных платежей за изъятие дикорастущих растений из природной среды (кроме солодки голой), не входящих в Красную книгу и включенных в ежегодно утверждаемый Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды Перечень дикорастущих растений, при условии осуществления ими деятельности по производству готовой фармацевтической продукции на территориях СЭЗ «Нукус-фарм», СЭЗ «Зомин-фарм», СЭЗ «Косонсой-фарм», СЭЗ «Сирдарё-фарм», СЭЗ «Бойсун-фарм», СЭЗ «Бустонлик-фарм» и СЭЗ «Паркент-фарм» с использованием дикорастущих растений или наличия у них заключенных договоров с участниками СЭЗ «Нукус-фарм», СЭЗ «Зомин-фарм», СЭЗ «Косонсой-фарм», СЭЗ «Сирдарё-фарм», СЭЗ «Бойсун-фарм», СЭЗ «Бустонлик-фарм» и СЭЗ «Паркент-фарм», производящими готовую фармацевтическую продукцию из дикорастущих растений. 

21. Признать утратившими силу абзац первый пункта 5 Указа Президента Республики Узбекистан от 12 января 2017 года №УП-4931 «О создании свободных экономических зон «Ургут», «Гиждуван», «Коканд» и «Хазарасп»» и приложение №1 к нему. 

22. ГАК «Узфармсаноат» совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям, Министерством внешней торговли Республики Узбекистан и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа. 

23. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и государственного советника Президента Республики Узбекистан Юнусходжаева А. Н. 


Президент Республики Узбекистан                            Ш. МИРЗИЁЕВ 

Город Ташкент, 3 мая 2017 года 

 

* * *
 
КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Узбекистан
«О создании свободных экономических зон
«Нукус-фарм», «Зомин-фарм», «Косонсой-фарм», 
«Сирдарё- фарм», «Бойсун-фарм», «Бустонлик-фарм» и «Паркент-фарм»

Общеизвестно, что лекарственные средства имеют важное значение в профилактике и лечении заболеваний. В связи с этим руководством страны уделяется особое внимание развитию фармацевтической промышленности, обеспечению населения и лечебно-профилактических учреждений качественными, высокоэффективными и безопасными лекарственными средствами отечественного производства. 

За годы независимости в фармацевтической отрасли страны проведены структурные преобразования, направленные на дальнейшее углубление экономических реформ в сфере фармацевтики, создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в фармацевтическую отрасль республики в целях модернизации и создания новых производств, увеличения объема и расширения ассортимента готовой продукции, конкурентоспособной на мировом рынке. 

В результате 146 отечественными фармацевтическими предприятиями налажено производство более 2000 наименований лекарственных средств. По результатам 2016 года доля отечественных лекарственных средств в общем объеме продукции, представленной на фармацевтическом рынке, страны составила 55 процентов. 

Вместе с тем анализ сегодняшнего состояния отрасли показывает, что необходимо принятие дальнейших эффективных мер по развитию фармацевтической промышленности республики для более полного насыщения внутреннего рынка отечественными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения. 

Необходимо отметить, что из 8500 наименований лекарственных средств, производимых всемирной фармацевтической отраслью, импортируется для нужд республики – 6300 наименований лекарственных средств. 

Сдерживающим фактором является высокая зависимость фармацевтических предприятий от импорта иностранного сырья и материалов, используемых для производства лекарственных средств и изделий медицинского назначения. 

Является актуальным вопрос расширения и углубления локализации фармацевтической продукции за счет увеличения производства лекарственных средств на основе местного сырья, в том числе лекарственных трав, а также широкого внедрения их в медицинскую практику. Из 350 наименований лекарственных растений, используемых в международной медицинской практике, в настоящее время в республике культивируется на созданных промышленных плантациях только 71 вид растений, и эти объемы крайне недостаточны для масштабного серийного производства востребованных лекарственных средств. В связи с этим создание новых плантаций в экологически чистых районах, приближенных к производственным мощностям, также является одним из актуальных направлений развития фармацевтической промышленности. 

Принятие Указа Президента Республики Узбекистан «О создании свободных экономических зон «Нукус-фарм», «Зомин-фарм», «Косонсой-фарм», «Сирдарё-фарм», «Бойсун-фарм», «Бустонлик-фарм» и «Паркент-фарм», прежде всего, будет способствовать развитию фармацевтической отрасли республики, поддержке производителей лекарственных средств и изделий медицинского назначения, насыщению отечественного рынка лекарственных средств высококачественными препаратами местного производства. 

В частности, Указом в качестве важнейшего приоритета и первостепенной задачи по дальнейшему развитию фармацевтической промышленности определяется создание свободных экономических зон. 

С учетом уникальных почвенно-климатических условий свободные экономические зоны предусматривается создать в Республике Каракалпакстан, Джизакской, Наманганской, Сырдарьинской, Сурхандарьинской и Ташкентской областях. В этих целях государственным органам и хозяйственным объединениям поручается: 

определить границы и предоставить земельные участки для включения в состав создаваемых свободных экономических зон; 

определить земельные участки для последующего предоставления в целях создания плантаций по выращиванию лекарственного растительного сырья; 

разработать целевую Программу по созданию промышленных плантаций и перечень конкретных видов лекарственных растений, рекомендуемых для выращивания, с последующей организацией глубокой переработки и производства лекарственных средств и биологически активных добавок на территориях свободных экономических зон. 

Реализация положений Указа позволит создать новые современные производства и мощности по переработке лекарственного растительного сырья и выпуску лекарственных средств, изделий медицинского назначения, вспомогательных и упаковочных материалов, обеспечить углубление процессов локализации производства фармацевтической продукции на базе местного лекарственного растительного сырья и материалов. 

Сроки функционирования создаваемых свободных экономических зон определены в течение 30 лет, с возможностью последующего продления, и на территории этих зон будут действовать особые налоговый, таможенный и валютный режимы. 

В частности, при условии внесения участниками свободных экономических зон соответствующего объема инвестиций им предоставляется освобождение от уплаты: 

земельного налога, налога на прибыль, налога на имущество юридических лиц, налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд и внебюджетный Фонд развития материально-технической базы образовательных и медицинских учреждений при Министерстве финансов Республики Узбекистан; 

таможенных платежей при ввозе импортного технологического оборудования, материалов и комплектующих, не производимых в Республике Узбекистан. 

Также участники свободных экономических зон имеют право использовать удобные для них условия и формы оплаты и проведения расчетов за экспортируемые и импортируемые товары. 

Данные льготы и преференции, безусловно, стимулируют заинтересованность иностранных и отечественных инвесторов во вложении прямых инвестиций в экономику республики, в частности, в фармацевтическую отрасль. 

В целях создания благоприятных условий для всех и каждого из участников свободных экономических зон будет обеспечена гарантированная подводка к территориям свободных экономических зон, а также производственным площадкам их участников соответствующей внешней дорожно-транспортной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры. 

Одним из значимых положений Указа является рекомендация коммерческим банкам выделять кредиты за счет собственных ресурсов и привлеченных иностранных кредитных линий для софинансирования инвестиционных проектов, предлагаемых к реализации на территориях создаваемых свободных экономических зон, а также хозяйствующим субъектам и фермерским хозяйствам – для создания плантаций по выращиванию лекарственного растительного сырья. Вместе с тем при недостаточности у инициаторов инвестиционных проектов залогового обеспечения коммерческие банки в установленном порядке будут обеспечивать поставку технологического оборудования в лизинг. 

Принятие Указа позволит ускорить решение вопросов развития промышленного потенциала ряда регионов республики и наиболее полного насыщения внутреннего рынка широким ассортиментом доступных и качественных лекарственных средств и изделий медицинского назначения.