Узбекское агентство
по техническому регулированию


OБРАЩЕНИЯ  ГРАЖДАН

Fuqarolarning murojaati



Согласно Закону Республики Узбекистан  “О стандартизации” в Республике Узбекистан действует Национальная система стандартизации (НСС), которую составляют:

  • Узбекское агентство по техническому регулированию при Кабинете Министров Республики Узбекистан (далее — Узбекское агентство по техническому регулированию);
  • Национальный орган по стандартизации - Узбекский институт стандартов Узбекского агентства по техническому регулированию (Институт стандартов);
  • органы государственного и хозяйственного управления;
  • технические комитеты по стандартизации,

каждый из которых наделен свими полномочиями.

Основными задачами стандартизации являются:
  • охрана жизни, здоровья граждан и их имущества;
  • охрана окружающей среды;
  • защита прав и охраняемых законом интересов потребителей в вопросах качества продукции;
  • обеспечение взаимозаменяемости и совместимости продукции;
  • повышение качества и конкурентоспособности продукции в зависимости от уровня развития науки и технологий для удовлетворения потребностей населения и отраслей экономики;
  • содействие экономии всех видов ресурсов, улучшение технико-экономических показателей производства;
  • практическое содействие при реализации социально-экономических и научно-технических программ и проектов;
  • содействие развитию экономики и научно-техническому прогрессу Республики Узбекистан;
  • обеспечение открытости и достоверности информации о номенклатуре и качестве выпускаемой продукции;
  • содействие по продвижению отечественной продукции на зарубежные рынки;
  • обеспечение единства измерений.

В Республике Узбекистан действуют следующие категории стандартов:

  • национальные стандарты;
  • международные (региональные) стандарты;
  • стандарты зарубежных стран.

Единая информационная база стандартов формируется и ведется Национальным органом по стандартизации.

Опубликование и распространение на договорной основе национальных стандартов осуществляется Национальным органом по стандартизации.

Национальные стандарты должны быть опубликованы на государственном языке.
Стандарты и другие публикации международных и региональных организаций по стандартизации, а также зарубежных стран могут приниматься на одном из официальных языков этих организаций с последующим официальным переводом на государственный язык.

Стандарты применяются на добровольной основе, за исключением случаев указания ссылок в нормативно-правовых актах Республики Узбекистан на обязательное соблюдение требований стандарта (обязательное требование стандарта).

Стандарты могут использоваться в качестве основы для разработки технических регламентов Республики Узбекистан. Для выполнения требований технических регламентов и оценки соответствия продукции требованиям технических регламентов на добровольной основе в части выбора применяются взаимосвязанные стандарты.

Выполнение требований стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя при его заявлении о соответствии продукции данному стандарту, в том числе в случае применения его обозначения в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, договорах, рекламе, информационных ресурсах и иных формах представления информации.

Государственный надзор за соблюдением требований стандартов, а также требований законодательства о стандартизации осуществляется государственными инспекторами, являющимися представителями органов государственного управления.

За нарушение законодательства о стандартизации могут применятся различные формы административной и финансовой ответственности.

Работы по стандартизации осуществляются на основании плана стандартизации.
План стандартизации может приниматься на краткосрочную (до одного года), среднесрочную (от одного года до пяти лет) и долгосрочную (от пяти до десяти лет) перспективу с учетом целей и направлений развития области стандартизации.

Финансирование работ в области стандартизации осуществляется за счет:

  • средств Государственного бюджета Республики Узбекистан;
  • средств заинтересованных организаций;
  • добровольных взносов;
  • иных источников, не противоречащих законодательству.

Государственному финансированию работ по стандартизации подлежат:

  • разработка или участие в разработке международных (региональных) стандартов;
  • разработка стандартов в связи с исполнением решений Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан;
  • разработка национальных стандартов, предусмотренных планом стандартизации;
  • проведение научно-исследовательских и иных работ по стандартизации, имеющих общегосударственное значение;
  • формирование и ведение Единой информационной базы стандартов;
  • иная деятельность в области стандартизации, определяемая Кабинетом Министров Республики Узбекистан.